Полезное

Как оборудовать свое место на паркинге зарядной станцией? Считаем на примере «Новой Боровой»

на паркинге

Недавно мы считали, насколько выгодно пересаживаться на электрокар владельцам частных домов. С этим все довольно просто: если мощности постройки позволяют — можно смело вешать на стену свою зарядную станцию и ни у кого не спрашивать, ежемесячно платя по установленному тарифу. Или вообще ограничиться розеткой с удлинителем. Другой разговор — когда живешь в квартире. В таком случае пользоваться можно общественными зарядками, периодически «толкаясь» с таксистами в очереди. Еще один вариант — обзавестись местом на паркинге и оборудовать там собственную станцию. Как это сделать и сколько такая «роскошь» будет стоить? Выясняли на примере «образцово-показательного» паркинга в «Новой Боровой».

«Считать окупаемость станции не вижу смысла». Но мы посчитали

Совсем скоро электрокаров на нашем рынке может стать меньше. Но пока фирмы по пригону машин (особенно из Китая) автовозами поставляют в нашу страну «электрички» на любой вкус и цвет. В салоне у «официалов» тоже можно присмотреть доступный электрокар — Dongfeng Box, FAW Bestune NAT или JAC E30X, например. Есть много «но», однако хватает и «за», особенно если говорить об экономии на топливе. Где «заливать» это топливо — другой вопрос. Кто-то довольствуется городскими зарядками, но многие стремятся повысить уровень собственного комфорта.

ул. Авиационная, 33.

На встречу к Денису — владельцу Tesla Model Y — мы приезжаем по адресу ул. Авиационная, 33. Тут находится многоуровневый паркинг для тех, кто живет в «Новой Боровой». Парковочное место Дениса — на третьем этаже. Когда мужчина покупал его (около 6 лет назад), то даже не предполагал, что когда-либо обзаведется электрокаром. Поэтому приобрел «пустые „квадраты“», не оборудованные зарядной станцией (а такие были — четыре на весь паркинг).

— Свое место я купил примерно за $10 000 в пересчете, — вспоминает Денис. — В 2023 году пересел на электрокар и понял: надо что-то решать с зарядкой. Потому что при наличии своей станции ты получаешь абсолютно другой опыт владения «электричкой».

Я был не один: в чате паркинга собралось человек 10, которые также хотели оборудовать свое машино-место зарядной станцией.

в чате паркинга

Забегая вперед, отметим, что среди них был Андрей — владелец BYD Song Plus и представитель BatteryFly. В общем, человек, заинтересованный со всех сторон.

— Долго шли обсуждения в чате. В итоге мы сходили к председателю товарищества собственников и узнали, как можно обзавестись станцией, — продолжает Денис. — Тем временем желающих присоединиться к нашей инициативе становилось все больше.

Прежде всего нам понадобилось получить несколько согласований. Во-первых, нужно было узнать, какую мощность нам могут выделить. Во-вторых, необходимо было получить разрешение у товарищества собственников. Далее — подготовить проект и согласовать его в «Энергосбыте».

Отметим: деревня Копище, где располагается квартал «Новая Боровая», зарядными станциями отнюдь не обделена, хотя мы имеем дело с «замкадьем». Вот скриншот с интерактивной карты Malanka.

Рассматривали ли вариант сэкономить и поставить, допустим, пять общих зарядных станций и просто использовать их по очереди?

— Нет, зачем? У каждого свое место на паркинге. И это удобно: приехать, поставить свою машину на зарядку, с утра проснуться, отключить полностью заряженное авто и поехать по своим делать. И при этом никуда не переставлять автомобиль, чтобы освободить место другим. Не нужно волноваться, свободна станция сегодня или нет.

По словам Дениса, оборудование места на паркинге своей станцией обошлось ему в сумму, эквивалентную $2600. Сюда вошли все расходы: не только стоимость самой зарядки, но и установка, согласования и т. д. Теперь на машино-месте мужчины красуется «Стрим АС 1» (ее актуальная цена — 3114,4 рубля). Максимальная выходная мощность — 22 кВт.

— Говоря про мощность станции, нужно отметить, что не каждая машина способна столько принимать, — продолжает Денис. — Моя Tesla Model Y берет максимум 11 кВт.

Tesla Model Y берет максимум 11 кВт

При этом объем батареи у меня — 75 кВт·ч. То есть с нуля до ста процентов я могу зарядиться примерно за 7 часов. Но я никогда не «выезжаю» батарею полностью: за день я трачу обычно около 10—20% запаса хода. То есть непосредственно на зарядку нужно около часа-двух.

— Как вы платите за потребляемую машиной электроэнергию?

— Через приложение BatteryFly. У меня, скажем так, «спецтариф», в который включено обслуживание станции, — 36 копеек за киловатт.

Денис рассказывает про расходы на примере февраля (в марте мужчина уезжал на две недели из города, поэтому предыдущий месяц не является показательным):

— За месяц автомобиль «съел» 260 кВт, или 93,6 рубля, проехал я около 1500 км. До «Теслы» я ездил на Ford. По моим приблизительным подсчетам, «топливо» для электрокара обходится в 3,5 раза дешевле.

приложение BatteryFly

Итого в месяц при своих небольших пробегах Денис экономит чуть больше 230 рублей. Установка станции, напомним, обошлась ему в $2600, или 7930 рублей по нынешнему курсу. Получается, зарядка окупится примерно за 34,5 месяца… Но все зависит от среднемесячного пробега.

— Мое мнение: считать окупаемость станции нет смысла. Она, как и машино-место, находится в моей собственности. Я могу все это продать и вернуть свои деньги, — подчеркивает мужчина. — Тут вопрос в личном комфорте. Я абсолютно не задумываюсь в течение дня, что там с зарядом у машины. К слову, уже собралась вторая очередь из желающих оборудовать себе зарядные станции на нашем паркинге.

Как оборудовать свое место на паркинге зарядной станцией?

Окей, уговорили. Допустим, место на паркинге, как и электрокар, уже куплено. Что делать дальше?

— Шаг первый — связаться с соседями и узнать, есть ли еще желающие, — говорит Андрей. — Если соберется пять человек и больше — конечно, целесообразно решать вопрос совместно и комплексно. Более того, чем больше желающих — тем дешевле обойдется установка оборудования.

Шаг второй — обратиться к председателю/правлению товарищества собственников. Очень важно, чтобы с этой стороны была поддержка. Иначе пройти все этапы согласования, получения технических условий, сдачи объекта практически нереально. Возможно, нужно будет провести собрание членов товарищества.

оборудовать свое место

Иногда, по словам мужчины, владельцы автомобилей с ДВС начинают вставлять палки в колеса. Фигурально, конечно. Говорят о вреде радиомагнитных излучений, о том, что электрокар на зарядке может внезапно загореться… Специалисты отрицают все риски: мол, все оборудование сертифицировано и безопасно. Монтаж выполняют квалифицированные сотрудники — «косяков» быть не должно. Объект проходит и через этап приемки госорганами. Гораздо опаснее, если владелец машино-места самостоятельно примется решать вопрос с зарядкой каким-либо кустарным способом.

А иногда процесс тормозит председатель товарищества, не желающий взваливать на себя дополнительную работу и ответственность.

— Шаг третий — обратиться в компанию, которая займется всеми последующими согласованиями и установкой, — продолжает Андрей. — Специалисты выедут на объект, проведут обследование, подскажут, как это все юридически должно быть оформлено. Будет подсчитана примерная стоимость установки зарядной станции для каждого.

За установкой зарядных станций обращаются в основном владельцы квартир в новостройках?

— Обращений много по абсолютно разным районам. Но мы сталкиваемся с проблемой: 5—10—20 лет при строительстве паркингов и стоянок никто не думал об электромобилях. И вот сейчас мы вынуждены проводить дополнительные силовые линии, чтобы там появились необходимые мощности.

Но решить можно абсолютно любую задачу. Вопрос, насколько это будет сложно и дорого.

Можно запросить мощность абсолютно на любой объект, но в технических условиях будет прописана необходимость произвести модернизацию линий, трансформаторной подстанции и т. д. А это сильно удорожает проект.

Есть ли микрорайоны / жилые комплексы, где желающих поставить зарядки много, но вы вынуждены отказывать?

— Очень много обращений поступает из ЖК «Левада». Мы ведем переговоры, но застройщик пока разводит руками: нет свободных мощностей.

На текущий момент это самая большая проблема — найти свободные электрические мощности для того, чтобы установить зарядные станции. В районах со старой застройкой техпараметры рассчитывались тогда, когда в домах не было столько бытовой электрической техники — индукционных плит, чайников и т. п. Поэтому там обычно все лимиты достигнуты.

В заключение говорим о самой важной стороне вопроса — финансовой. Андрей еще раз подчеркивает: для объектов вроде паркинга в «Новой Боровой» компания реализует станции с промышленным контроллером. Они, естественно, стоят дороже, чем «ноунеймы» с китайских сайтов. Из подходящего оборудования, помимо «Стрим АС 1» (за 3114,4 рубля), в наличии также есть Amppal AC Charger на 22 кВт стоимостью 2890 рублей.

— Работы, связанные с проектированием, согласованием, строительно-монтажными процессами, установкой, сдачей для владельцев электрокаров обычно обходятся в сумму до $1500 по курсу. Прибавляем стоимость станции — и получаем сумму, которую придется отдать за оборудование зарядки у себя на паркинге. Итого «отложить» нужно примерно $2500, однако все индивидуально, — заключает Андрей.

Источник: onliner.by от Вероника Сайко
Фото:  Анна Иванова

Хотите первыми узнавать новости об электромобилях в Беларуси и мире?
Подпишитесь на канал NEV Навигатор и будьте в курсе трендов, моделей и инфраструктуры!

Рекомендуемые статьи

Полезное