Как повышение утильсбора РФ ударит по рынку Беларуси

Тема утильсбор РФ снова стала горячей. С ноября 2025 года Россия значительно повышает ставки утильсбора, отменяя льготы для автомобилей мощностью свыше 160 л.с. при ввозе физическими лицами, что сделает ввоз автомобилей через Беларусь невыгодным. Изменения затрагивают все категории транспортных средств и приведут к подорожанию автомобилей как в России, так и в Беларуси, где ставки утильсбора также возросли с февраля 2025 года, что уравнивает условия ввоза из России.
Что такое утильсбор и как он будет меняться
Утильсбор — это экологический платеж, который взымается при растаможке или первичной регистрации. Его цель — покрыть расходы на утилизацию и переработку автомобилей. Но на практике утильсбор становится инструментом налогового давления на импорт.
По предложению, с 1 ноября ставки могут зависеть от мощности двигателя. Для мощных машин рост может составить от 25% до 50%. Так, если машина превышает 160 л.с., на неё может быть применён более жёсткий тариф.
При этом для физических лиц, ввозящих машины для личного пользования, могут сохранить льготы, особенно для автомобилей до 160 л.с. Однако этот подход ставит под угрозу модели с высокой мощностью, гибриды и электрокары — такие машины окажутся под тяжёлым налоговым ударом.
Влияние российского утильсбора на автомобильный рынок Беларуси
Когда в РФ изменится формула уплаты, это коснётся и Беларуси. Даже если белорусский дилер не участвует в российской растаможке, цепная реакция от цен и конкуренции неизбежна. Особенно если россияне начнут активнее импортировать из Беларуси.
Для Беларуси это может стать возможностью. При устойчивых логистике и документах можно привлекать клиентов из России, которые ищут авто вне российской «надбавки». Таким образом, белорусские предложения могут выиграть в привлекательности.
Тем не менее, есть риск, что россияне перестанут экспортировать изнутри РФ подержанные машины в соседние регионы. Ведь подорожание в родной стране снизит вывоз. Это, в свою очередь, может уменьшить конкуренцию на белорусском рынке.
Но не всё однозначно плохо. Напротив, усиление роли прямого импорта из ЕС и КНР может показать конкурентное преимущество белорусских поставок. Для читателей полезно следить за аналитикой в разделе аналитика на NEV.by.
Как продать автомобиль из Беларуси в РФ: особенности и документы
При продаже беларусских автомобилей российским покупателям важно заранее понимать налоговую нагрузку. Покупатель в РФ часто несёт обязательство уплаты утильсбора, если авто ранее не было зарегистрировано в России.
Документы, необходимые для сделки, — стандартные: паспорт, ПТС, договор купли-продажи, техпаспорт, свидетельство о регистрации. Но теперь к этим документам нужно приложить расчёт утильсбора и данные о мощности двигателя.
При машинe мощностью выше 160 л.с. расчёт может быть критичным, такие автомобили могут подорожать в разы. Соответственно, сделка станет нерентабельной, если не планировать заранее.
Тем не менее, схемы экспорта из Беларуси могут сохраниться — через оформление как «ремонтируемое транспортное средство», временный проезд или двойную регистрацию. Если всё оформлено грамотно, перевозка и последующая регистрация в РФ всё же возможны.
И наконец, важно правильно позиционировать предложение. Белорусский продавец может подчеркнуть, что покупатель в России избегает переплаты внутри РФ. Это станет конкурентным преимуществом.
Подытожим: новая схема утильсбор РФ вызовет шок для мощных автомобилей, поставит под вопрос импорт гибридов и электрокаров, и одновременно откроет окна возможностей для Беларуси. Следите за свежими обзорами и кейсами на главной странице NEV.by.
Все главные новости из мира электромобилей — в нашем Telegram-канале NEV Навигатор. Подключайтесь, чтобы быть в курсе трендов, моделей и всей EV-инфраструктуры!
Развиваете бизнес в сфере электромобилей? Расскажите о своей компании, товарах или услугах тысячам потенциальных клиентов! Узнайте, как разместить информацию на нашем сайте: Условия размещения на NEV.BY.